В этом году компания Land Rover празднует свой 60-летний юбилей. В трудном послевоенном 1948 году в Британии появился первый короткобазный утилитарный автомобиль с клепанным из алюминия кузовом. Чтобы проверить, остался ли дух харизматичного дедушки в наших современниках этой фамилии, мы взяли на тест-драйв Land Rover SVX – автомобиль из юбилейной серии модели Defender 110. Их выпустят около 1300 штук, а в Россию таких машин придет всего-то 228 единиц.Что ни говори, лично мне его минималистская красота кажется совершенной. Кузова машин по-прежнему остались клепанными из алюминиевых деталей, их формы – рубленные, все стекла - плоские. И, пожалуй, никого Defender не оставляет равнодушным, его либо рассматривают с нескрываемым любопытством, либо шарахаются от него как от чумы. Те, кто не совсем в курсе дела, вообще считают новые модели хорошо отреставрированными олдтаймерами.
Бескомпромиссная брутальностьDefender претерпел последние изменения в 2007-м году, причем внешне последнюю модель можно отличить только по образующей горб выштамповке на капоте. Версия SVX - это серийный Defender 110 TD SW. Но его окрашивают только в черный цвет с обязательным нанесением юбилейной «татуировки». Кроме того, машины лимитированного выпуска отличаются декоративными пластиковыми накладками радиаторной решетки и передних фонарей серебристого цвета. Передние фары получили новые линзы, а задние – светодиоды. На пороги установлены трубчатые подножки. Всю серию оснащают фирменными пятиспицевыми легкосплавными колесными дисками Land Rover и резиной General Grabber 235/85R16.
Вообще SVX доступен в трех модификациях. Это двуместный Defender 90 со складным мягким верхом (такой показывали на ММАС-2008, он имеет открытый плоский грузовой отсек и запасное колесо, установленное позади передних сидений как в самом первом открытом Land Rover) и четырехместный короткобазный Defender 90. А также семиместный Defender 110 с кузовом «универсал», замок дверки именно этой версии я и открывал с помощью простенького двухкнопочного брелка штатного противоугонного устройства.
Defender – автомобиль самодостаточный, у него свой характер. И приспосабливаться к водителю он не собирается, это становится понятным почти мгновенно. Дверь с сурового вида пластмассовой обшивкой и обычной ручкой запросто пропускает за руль на высоко установленное сиденье через просторный высокий проем, она на удивление легка и чудесно закрывается без всяких хлопков с размаху. Передние сиденья в SVX – спортивные «ковши» Recaro c комбинированной обшивкой из ткани и кожи черного цвета и минимумом ручных регулировок. Кстати, поначалу они кажутся жесткими, но почти пятичасовая поездка выявила полное отсутствие какого-либо дискомфорта, ломоты или затеканий в конечностях. Рулевая колонка не регулируется совсем, если водитель ниже метра восьмидесяти, то при обычной посадке баранка будет дополнительно закрывать обзор прямо перед носом автомобиля. Словом, какой вырос – так и сиди, захочешь посмотреть – вытянешь шею. Хочешь хороший обзор назад – вручную отрегулируй вертикально вытянутые зеркала.
Руль, кроме того, вместе с педальным узлом сильно смещены влево, из-за чего человек с грузной комплекцией неизбежно упрется левым локтем в дверь. Смотреть под колеса слева из-за этого, кстати, удобнее, видимо, для того такая компоновка и существует. Правый локоть вольготно укладывается на мягкую крышку громадного обшитого кожей вещевого ящика объемом с микроволновку. В него войдет не только съемная панель магнитолы и стопка дисков, но и целая уйма вещей, которые не нужно будет потом собирать по всему салону. Левая нога не находит упора рядом с педалью сцепления, как выяснится позже, он и не потребуется…
Ну что, заводим! Замок зажигания расположен слева, а рычаг открывания капота – справа перед передним пассажиром, это наследие «праворукого» происхождения. Поворот ключа в третье положение, и ворчание нового 2,4-литрового дизеля заполняет салон. Кажется, в сравнении с предыдущими версиями в звук двигателя в салоне стал ощутимо тише, но все же от него не скрыться. Другую музыку здесь не послушаешь. А чего ж вы хотели от грубоватого работяги?!
Быстрый экскурс по салонуНа простой приборной панели - циферблаты спидометра и тахометра, между ними - удобная шкала запаса топлива и температуры. Три диска, четыре стрелки – все понятно и легко читается. Центральная консоль тоже по-спартански проста, хотя ее дизайн сильно отличается «богатством» от предшествующих версий. Аналаговые часы с логотипом LR, в центре – черная панель CD-магнитолы Clarion штатных размеров, полная симметрия клавиш и регуляторов,– все в фирменном стиле британского минимализма. Плюс наклейка с руководством по управлению раздаткой. Справа – полочка для мелочей с резиновым ковриком, рукоятка для удобства переднего пассажира. Из «изысков» – высокочастотные динамики и разъем для подключения iPod. Для комфорта – электростеклоподъемники передних дверей, кондиционер, электроподогрев кресел и люк в крыше, открывающийся вручную при помощи «барашка». Салон семиместный, причем в длиннобазном универсале просторно будет всем пассажирам. Третий ряд состоит из двух сидений, каждое из которые складывается в двух положениях, освобождая место для груза. Стекла оконных проемов заднего отсека - просто раздвижные с фиксатором в закрытом положении. Вроде все, теперь поехали.
Большим лепестком двухпозиционного переключателя слева под рулем врубаем ближний свет, упираемся левой ногой в длинноходную тугую педаль сцепления… Тут и понимаешь, что ступенька для стопы не нужна, покоящаяся на самой педали подошва обуви нечаянно сцепление точно не выжмет. Рукоятка коробки с приятным на ущупь матовым металлическим набалдажником четко втыкает передачу, поклон торчащей впереди ручке стояночного тормоза, тронулись.
Не для пробокСтарт получается, как на грузовике: первая передача имеет пониженное передаточное число и предназначена для трогания в горку или с прицепом. Поэтому быстро втыкаю вторую (инструктора бы порекомендовали с нее трогаться в нормальных условиях). После двух тысяч оборотов шум дизеля становится сильным, но тяга в этом диапазоне – лучшая, потому что пик крутящего момента – 360 Нм - достигается именно на двух тысячах, а максимальная мощность в 122 л. с. – после 2,5 тысяч об./мин. Двигатель с чугунным блоком цилиндров, на который установлена 16-клапанная головка блока, а в качестве системы питания топливом используется система common-rail от компании Denso, получил новый турбокомпрессор Garrett с изменяемой геометрией. Что интересно: он может работать на топливе с нестабильным качеством и высоким содержанием серы, но удовлетворяет требованиям стандарта EU4 по уровню токсичности.
Что понравилось в новой 6-ступенчатой (конечно – механика!) коробке, так это удачный подбор передаточных чисел. Остальные передачи длинные, и машина легко прощает невнимательность при их выборе – почти «ползти» получится и на третьей. Но лучше всего в движущемся городском потоке выбрать четвертую, она и двигателем тормозить позволит, и даст возможность набрать скорость.
Но Defender, естественно, создан не для мегаполиса. Зачем закупоривать почти неограниченный внедорожный неразрезных мостов потенциал в пробки? Для какого асфальта нужен дорожный просвет в 314 мм? Куда припарковать 4,6-метровый «вагон» двухметрового роста с 7-метровым радиусом разворота? Зачем этот фитнес – тугие (несмотря на наличие усилителя) руль и сцепление? Хотя… Имидж у марки в нашей стране такой, что, во сколько бы приемов вы не пытались вписаться в поворот на узеньком переулке, нервно сигналить вам вряд ли будут даже «бомбилы», и ухари на тонированных «девятках» терпеливо подождут.
Порадовал и расход топлива: это поразительно, по примерным прикидкам, громила «ест» солярки в обычном режиме не больше, чем малолитражка – бензина. Паспортные 11 л на 100 км в смешанном цикле представляются вполне реалистичными. Прямо, городской автомобиль получается…
Не повредят в городе и тормоза с АБС. А на низких оборотах действует устройство, позволяющее двигателю не заглохнуть благодаря интеллектуальной регулировке подачи топлива. То есть можно «ползать» в плотном медленном потоке даже отпустив педаль газа и уверенно трогаться в горку на эстакадах. Конечно, придумана эта функция для естественной среды обитания машины – непролазного бездорожья. Вот где полностью раскрываются все прелести Defender!
Оценить качества 110-го представилась возможность на открывшемся недавно в Подмосковье центре Land Rover Experience. Здесь уже сам понимаешь, что можно проползти по жидкой колее глубиной 30 см, и форсировать полуметровый брод. Вот где придется опробовать в деле диапазон L (пониженная) раздаточной коробки, или даже перевести ее рычаг в левое положение для блокировки дифференциала. Важно: делать это следует стоя или на ходу, но не во время пробуксовки колес и не из нейтрального положения (N). Тогда можно и заставить машину подняться под углом 45 градусов, и пройти по склону с 35-градусным углом наклона. Но добиться вывешивания колес даже на искусственно созданных для испытаний препятствиях сложновато – длинноходная (почти 60 см!) подвеска позволит машине найти опору колесом.
На парад!Описывая SVX представляется некорректным пытаться рассказывать о нем привычным образом: с точки зрения его потребительских свойств и в сравнении с одноклассниками. Ровни ему попросту нет, разве что найдутся близкие по идеологии и харизме, но совсем иные в техническом отношении. Прекрасных (каждый по-своему) внедорожников – море, но конкурентов – нет.
Он все может, однако смею предположить, что не многие из этих машин их владельцы бросят на испытания жестким офф-роудом. Пластмассовые украшения передка не разбавят лебедкой, отмеченный числом «60» кузов вряд ли увенчают трубой шноркеля. Да и установленные на тестовом автомобиле колеса оптимальны для «гражданского» использования – по шоссе, грунтовке или снегу – не случаен их выбор производителем. Для грязи, песка или травы ставят другие покрышки. И их, конечно, желающие могут выбрать и заказать у дилера, но станут ли они это делать?
Defender, вне всякого сомнения, - автомобиль утилитарный, а SVX – это знамя утилитаризма, он стопроцентный «проходимец», но будет ценнее для «парадов» и коллекций. В России, где спасатели, лесники и военные ездят на машинах попроще, SVX будет уместнее смотреться на паркингах возле ипподромов или гольф-клубов. Юбилейную версию Defender для променада и активного отдыха в выходные купят весьма обеспеченные люди (цена - от 1 310 000 руб.) для подтверждения статуса и из уважения к его истории. И те, которые купят, никогда об этом не пожалеют.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИГабаритная длина: 4639 мм
Габаритная высота с шинами 235/7.50: 2021 мм
Колесная база: 2794 мм
Колея: 1486 мм
Макс. допустимая глубина преодолеваемой водной преграды: 500 мм
Диаметр разворота с шинами 235/7.50: 7,18 м
Максимальный угол подъема: 45°
Угол въезда с шинами 235/7.50: 50°
Угол съезда с шинами 235/7.50: 34°
Угол поперечной устойчивости: 30°
Масса снаряженного автомобиля: 2041 кг
Полная масса: 3050 кг
Грузоподъемность: 1009 кг
Макс. допустимая масса прицепа (оборудованного собственной тормозной системой): 3500 кг
Макс. допустимая масса прицепа (не оборудованного собственной тормозной системой): 750 кг
Макс. нагрузка на крышу: 75 кг
РАСХОД ТОПЛИВАГородской цикл: 13,5 л
Загородный цикл: 9,5 л
Смешанный цикл: 11 л
Емкость топливного бака: 75 л
ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИМаксимальная скорость: 130 км/ч
Время разгона от 0 до 100 км/ч: 17,5 с
ДВИГАТЕЛЬЧисло цилиндров, расположение: 4, продольное
Число клапанов: 16
Рабочий объем: 2401 см3
Степень сжатия: 17,5 +/- 0,5
Макс. мощность: 90 кВт (122 л. с.) при частоте вращения 3500 мин-1
Макс. крутящий момент: 360 Н·м при частоте вращения 2000 мин-1
Коробка передач: 6-ступенчатая механическая GFT MT-82
Система полного привода: постоянный полный привод.
Андрей ГРЕЧАННИК, KP-AVTO.RU — 17.10.2008http://kp-avto.ru/article/3191/